Новости

«Ноль дефектов», или Сломаем стереотипы

В прошлую  пятницу в рамках  системы "Бережливое производство" прошел круглый стол по теме "Встроенное качество", провела который Е.Ф. Зарипова, руководитель инициативной группы по разработке и внедрению  Производственной системы. Сегодня Елена Федоровна познакомит читателей с материалами круглого стола.

"Не ошибается тот, кто не работает" - наверняка каждый из нас не раз слышал это выражение, а то и сам говорил эти слова в свое оправдание. Стереотипы живучи, они владеют нашими умами, и в данном случае неизбежность ошибок признается как непреложный факт. Мы не только принимаем ошибку как должное, мы ожидаем ее! И поэтому, прежде чем серьезно говорить о сути такого важного инструмента Производственной системы, как "Встроенное качество", необходимо было сломать стереотип мышления. Для чего значительную часть выступления я позволила себе посвятить примерам бездефектной работы производственных предприятий в мировой практике, включая краткие биографии отцов-основателей такой системы. Ведь если нечто однажды кто-то сделал, каждый может повторить этот опыт.

Впрочем, участники круглого стола, а их было 30 человек: начальники цехов, мастера, технологи - слушатели подготовленные, во-первых, потому что система бездефектной работы согласуется с миссией нашего предприятия, во-вторых, у нас уже начали внедряться некоторые элементы "Встроенного качества", и это дало зримые результаты.

Поэтому информация, прозвучавшая в моем докладе, была воспринята с пониманием, смею надеяться, максимально усвоена и воплотится в конкретные действия. Алгоритм таких действий - с опорой на принципиальные позиции системы "Ноль дефектов" Филиппа Кросби - был выработан участниками круглого стола совместно. Обсуждение шло активно и заинтересованно, и первым шагом в этом направлении станет ежедневный учет дефектов. Бланк сбора дефектов и регламент его заполнения разработан. Через неделю бланки из всех цехов поступят на обработку, таким образом будет накапливаться статистика - исходный материал для мероприятий системы "Встроенное качество" - организационных, технических, логистических мер, направленных на недопущение изготовления некачественной, с точки зрения клиента, продукции.

Встроенное качество (доклад печатается

в  сокращении)

За отправную точку возьмем постулат: "наличие дефектов в изготовлении продукции не означает, что сотрудники хотят нанести вред компании, они искренне желают, чтобы результат их труда был не только хорошо оплачен, но и вызывал чувство удовлетворения и у них, и у тех людей, которые его купят и будут использовать", ведь известно, что в 98% случаев брака сотрудник не виноват, а причина несоответствий лежит в системе организации труда, в конфигурации рабочего места, в состоянии применяемого инструмента и оборудования.

Для успешного внедрения концепции встроенного качества необходимо, чтобы операторы на рабочих местах понимали, что при возникновении дефекта его в любом случае нужно будет устранять, однако есть разница в том, на каком этапе будет определён и устранён дефект. Существует общий принцип: в случае перехода дефекта на следующую стадию обработки, затраты на его поиск и устранение возрастают десятикратно.

Второй принцип встроенного качества: "Следующий процесс - заказчик". Принимая данный принцип, сотрудники на каждом рабочем месте стремятся максимально полно удовлетворить потребности следующего процесса, как своего непосредственного клиента. В рамках встроенного качества такой подход выводит третий принцип встроенного качества: "Не принимай, не производи, не передавай брак".

От понимания необходимости повышения качества продукции к достижению действительно высоких результатов можно прийти только через соблюдение принципов и использование инструментов встроенного качества.

Американский учёный, статистик и консультант по теории управления качеством Уильям Эдвардс Деминг  первым обратил внимание на то, что повышение качества не только увеличивает производительность, но и позволяет снизить стоимость изготавливаемой продукции. Не случайно японцы провозгласили качество национальной идеей.

Один из всемирно известных "гуру" в области управления качеством - американский специалист Филипп Б. Кросби, профессионал в области менеджмента качества,  а также хорошо известный лектор по вопросам качества, менеджмента и лидерства, в  1962 году на заводе корпорации "Мартин Мариетта" разработал и внедрил систему Zero Defects, что означает "ноль дефектов", которая начала широко применяться в фирмах США. В первый же год после внедрения программы ZD в фирме "Мартин" число дефектов снизилось на 54%, в течение второго - еще на 25%. Программа "ноль дефектов" получила широчайшее распространение в мире.

Концепция "Нулевые дефекты" основана на факте, что причиной всех ошибок являются две вещи - недостаток знаний и недостаток внимания.

Программа НД должна направляться непосредственно высшим руководством. Рабочие получают свои стандарты от своих лидеров. Их работа зависит от полученных ими указаний. Им должно быть четко сказано: ваш личный стандарт - Нулевые Дефекты.

Основная цель - обеспечение всеобщей заинтересованности в качестве, чтобы привычка делать всё с первого раза стала установившейся практикой.

Качество должно определяться как "соответствие требованиям", его нужно признавать как "первое среди равных", а менеджмент должен владеть методами оценки и управления качеством.

Ф.Кросби - автор "14 шагов" улучшения качества, разработал также "Таблицу зрелости менеджмента качества", которая разделена на пять стадий зрелости и шесть категорий управления. Из этой таблицы видно, как при переходе из I стадии -  "Неопределенности" к стадии "Уверенность", изменяются категории оценки управления, в том числе такие, как "Стоимость качества" - от 20% до 2,5%.

Почему это происходит? В частности и потому, что в стадии "Просвещение", на начальном этапе которой мы с вами находимся, профессиональная команда по улучшению качества упорно работает над обучением остального управления на всех уровнях.

И наш круглый стол - шаг в этой системе обучения.

 

Программа улучшения качества

Улучшение качества должно быть хорошо продумано и внедрено в соответствии с планом и рассчитано на длительный период времени. Оно требует также изменения уровня культуры; оно должно стать стилем вашей жизни. И оно требует, что вы никогда не будете отвлекаться от него. Вы должны быть сосредоточены на нем постоянно.

Абсолютные положения менеджмента качества:

- качество означает соответствие, не утонченность,

- нет ничего более значительного, чем проблема по качеству,

- нет ничего более значительного, чем экономические показатели по качеству,

- всегда дешевле сделать работу хорошо с первого раза,

- единственная оценка работы – стоимость качества,

- единственный стандарт работы – нулевые дефекты.

 

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

Уинстон Черчилль