Новости

Наставничество – сплав опыта и молодости

Подготовка квалифицированных специалистов – одно из приоритетных направлений кадровой политики  Волчанского механического завода. Очень результативна на предприятии система наставничества, позволяющая сделать адаптацию сотрудников более эффективной. 

Под руководством опытных наставников новички  быстрее приобретают профессиональные навыки и осваиваются в новом коллективе. И это доказанный факт.

«Мы всегда ставим новых рабочих и практикантов в пару с нашими опытными работниками. Они делятся своими знаниями и навыками, учат работе с нормативной документацией, приёмам в части безопасности труда, а главное – передают свой бесценный опыт и мастерство. Такое взаимодействие -  важный момент в их профессиональном становлении», - отмечает инженер по персоналу Марина Романова. – Благодаря наставникам сотрудники быстрее постигают азы профессии, раскрывают свой потенциал, учатся ответственно, а главное – качественно выполнять свои должностные обязанности». 

На ВМЗ в подразделениях трудится 106 наставников. Каждый из них имеет многолетний опыт работы по своей специальности, хорошие трудовые показатели, обладает коммуникативными навыками и, конечно же, желанием делиться своим богатым опытом. Например, самым опытным в системе наставничества, как по стажу работы, так и по количеству обученных является электросварщик газобаллонного производства Владимир Постников. Каждый год за ним закрепляют практикантов, а также молодых специалистов: со своими учениками он щедро делится тем, что умеет сам. На предприятии мужчина трудится 39 лет и за это время сумел воспитать целую плеяду настоящих специалистов своего дела. 

В цехе вагоностроения специалистов готовит электрогазосварщик Виталий Хухарев. «Обучение непосредственно на производстве более эффективно. С первых дней стажеры знакомятся с деятельностью завода, цеха, изготавливаемой продукцией, поэтому осваивают они профессию в разы быстрее. Самое главное, что зависит от наставника, – заинтересовать ребят, увлечь, чтобы у них было желание работать, расти профессионально, – говорит Виталий Юрьевич. – Я рад, что многие из моих учеников сегодня продолжают работать сварщиками в подразделениях завода, ведь они выполняют производственные задания качественно, как я их и учил».  За 11 лет им обучено уже 12 групп сварщиков – более 100 человек, которые сегодня трудятся в подразделениях нашего предприятия. Некоторые из них достигли высокого профессионального уровня, стали бригадирами, и уже сами занимаются наставничеством, прививая молодежи профессиональные навыки. Кстати, Виталию Юрьевичу, три раза было присвоено звание «Лучший наставник года» в 2011, 2017 и 2018 годах. 

«Без наставничества невозможен успех в работе», – считает крановщик вагоностроения Татьяна Нацвина. Трудовой путь на ВМЗ она начала в качестве ученика. Успешно прошла обучение и стажировку у опытного наставника Ирины Томашевской. «Ирина Юрьевна не только научила всем тонкостям работы на кране, но и привила любовь к этой профессии. Наставничество – её призвание. Благодаря ей я быстрее познакомилась с заводом, производством, влилась в коллектив. Глядя на такого учителя, я тоже хочу стать наставником молодежи», - отметила Татьяна Сергеевна. 

«В обязанности заводских наставников в работе с учениками входит оказание им всесторонней помощи в овладении специальностью, осуществление контроля выполняемых заданий», - рассказывает Марина Викторовна. 

Наставником быть престижно и почетно. Поэтому каждый год численность этих специалистов растет, причем из числа молодых работников. Так, Сергей Корнев – газорезчик цеха №5 обучил порядка 10 работников, которые продолжают трудиться вместе с ним на производстве. «Быть для молодежи учителем, проводником в профессию – ответственно, – отмечает Сергей Яковлевич. - Мне нравится заниматься обучением, делиться своим опытом. Горжусь ребятами, которые продолжают работать по выбранной профессии и повышают свой профессионализм». 

Передает секреты мастерства молодым и бригадир – оператор станков с числовым программным управлением механосборочного производства Кирилл Бангерт. 11 лет назад он сам был неопытным станочником, а теперь за ним закрепляют студентов филиала Карпинского машиностроительного техникума, которые успешно проходят практику и получают разрешение работать самостоятельно. «В начале своего трудового пути я проходил практику у замечательного работника – Андрея Ивановича Орехова. Я благодарен ему за то, что он не просто делился со мной своими знаниями, но и привил любовь к профессии, – вспоминает Кирилл Александрович. – Я никогда и не думал, что со временем сам стану наставником молодежи. Ребят, как когда-то меня самого, стараюсь заинтересовать, обучить всему тому, что умею сам. Я верю в каждого своего ученика». Важный момент, в этом подразделении многие молодые сотрудники являются наставниками. Например, с благодарностью вспоминает стажировку оператор станков с программным управлением механосборочного цеха Эрлан Шулепов. В прошлом году он устроился на наше предприятие, работу совмещает с учебой в филиале Карпинского машиностроительного техникума. Сегодня под руководством молодого наставника Марка Шепелева работает самостоятельно.  «Ещё в школе к нам в класс приходили заводчане и говорили о ВМЗ, производстве. Особенно мне запомнилось, как рассказывал о своей профессии Александр Пономарев. Тогда я и принял решение выучиться на станочника, - вспоминает Эрлан Эгембердиевич – Сейчас закреплён я за отличным наставником. Марк Александрович многому меня научил и за это очень ему благодарен. Пробую изготавливать детали на новом электроэрозионном станке, все получается. Процесс производства сложный, но очень интересный. Это мне и нравится в моей работе». 

Обучение – дело непростое, но оно того стоит. Как отмечают заводские наставники: «Опыт и мастерство приходят с годами, а первые шаги всегда делаются при внимательном участии старшего коллеги – наставника, учителя. Главное заинтересовать, чтобы у молодого человека была возможность расти не только профессионально, но и материально». 

Руководство предприятия поддерживает наставников и поощряет за труд. Более 100 заводчан отмечены корпоративным знаком «Наставник». Ежегодно проводится конкурс на звание «Лучший наставник года». 

Каким должен быть наставник? Безусловно, он должен быть профессионалом, обладающим глубокими теоретическими знаниями и имеющим большой производственный опыт. Но этого мало. Нужны еще терпение, такт,  умение делиться своими знаниями, научить наставляемого любить свою профессию.